Почему синий цвет нельзя получить путем смешивания других цветов
Все цвета видимого спектра представлены в виде цветового круга. Глядя на него, можно сразу заметить, что черный и белый цвета отсутствуют. Они (а также оттенки серого в середине) являются ахроматическими, то есть не содержат цветовых характеристик.
Среди оставшихся различных оттенков выделяются три цвета: красный, желтый и синий. Их называют основными, базовыми или эфирными цветами, поскольку их нельзя получить путем смешивания других цветов. Поскольку эти три кита имеют любую палитру, ответа на вопрос, как получить синий, не существует, и вам придется покупать новый тюбик или бутылочку, когда он закончится.
Это свойство распространяется и на базовые желтый и красный. Однако не все так печально. Смешивая их с другими красителями, можно точно получить различные градации синего.
В природе синие цветы встречаются реже, чем желтые, оранжевые или красные соцветия. Поскольку глубокий синий цвет – редкость, не случайно он издавна используется как символ тайны.
Бесконечные океаны, высокое небо, свежесть, прохлада – вот ассоциации, которые возникают при взгляде на этот цвет. На подсознательном уровне он воспринимается как символ спокойствия и силы, что положительно сказывается на эмоциях (когда нужно успокоить эмоции и снизить тревожность).
Многие дизайнеры с удовольствием используют разнообразные бледно- и темно-синие тона в качестве фона и акцентов в интерьерах. В рабочих кабинетах они способствуют концентрации внимания и настраивают на рабочий лад, в спальнях – расслабляют и успокаивают, а в гостиных – привносят ощущение гармонии и порядка.
Поэтому вопрос о том, какие цвета можно смешать, чтобы получить нужный оттенок синего, всегда актуален. Такие тона изысканно смотрятся в белом цвете и с натуральным деревом (орех, каштан, темный дуб) в целом.
Получите основные оттенки: добавьте белый и черный
Названия оттенков красок часто сбивают с толку. Это связано с тем, что часто бывает так, что под одним названием разные люди понимают разные оттенки, а один цвет называют разными именами. Например, цвет, который один человек называет светло-голубым или синим, другой называет васильковым или лазурным.
Существует широкий спектр оттенков, большинство из которых образуются путем добавления в базовую краску новых пигментов с собственными цветовыми компонентами. Однако бывает и так, что один и тот же цвет нужно просто осветлить или затемнить. В этом случае в основу добавляют ахроматическую, то есть белую или черную краску, которая не относится к цветовому кругу.
Если имеющиеся цвета по каким-то причинам не подходят (например, слишком темные для детской комнаты, слишком светлые для кабинета), сделайте следующее:
- Смешайте синий цвет. Чтобы получить чистый светло-голубой оттенок, добавьте к основе белый цвет в соотношении 3:1. Чем больше белого добавлено, тем светлее и воздушнее результат. Так получаются небесно-голубые и пастельно-голубые цвета.
- Получается чистый темно-синий цвет. Если при смешивании красок необходимо получить темно-синий цвет, в основу следует добавить небольшое количество (не более 4:1 или 5:1) черной краски. Этот способ подходит, когда исходная краска слишком светлая и ее нужно сделать немного бледнее, чтобы она “устоялась”.
Что происходит при добавлении серого цвета?
Серый, промежуточный вариант между черным и белым, казалось бы, должен давать промежуточный цветовой тон при смешивании с синим. Однако здесь не все так просто. При смешивании двух чистых цветов, серого и синего, получается интересный цвет под названием Marengo. Его иногда описывают как цвет океанских волн, а иногда сравнивают с милицейской формой времен позднего Советского Союза.
Этот цвет никогда не терял своей популярности, поскольку его можно удачно сочетать с другими цветами, как в интерьере, так и на одежде. Маренго понимается как многообразие оттенков, поскольку различные источники серого и синего могут быть смешаны в разных пропорциях.
На самом деле, результат сочетания синего и серого зависит не только от пропорции, но и от того, какой оттенок под рукой – холодный или, например, теплый:
- Например, оттенок серого может быть нейтральным, холодным (смещенным к синему) или теплым (смещенным к желтому).
- То же самое относится и к синему. Палитра может быть чистой, теплой (лазурный, бирюзовый, сапфировый) или холодной (кобальтовый, ультрамарин, небби-синий).
- При смешивании двух теплых оттенков сначала всегда получается теплый цвет, а при смешивании холодных оттенков – холодный. Самые интересные результаты получаются, когда один из источников теплый, а другой – холодный.
Смешивание с цветами цветового круга
На основе синей краски можно получить множество интересных и сложных цветов. Хорошо известны следующие рецепты смешивания:
- В сочетании с красным при смешивании красок в равных количествах получается фиолетовый цвет. Смешивание синей и розовой красок дает более нежный сиреневый или фиолетовый цвет.
- При добавлении желтого получается красивый зеленоватый оттенок “прусской лазури”.
- Королевский синий, привлекательный сиренево-голубой оттенок, получается при сочетании розового и аквамарина (зеленовато-голубого).
- Сочетание двух синих оттенков с одним белым и зеленым дает прекрасный оттенок морской волны. Чуть больше белого придает тропическое море, а чуть больше зеленого – таинственную и чарующую глубину.
Коротко о главном
Синий цвет не получается путем смешивания тонов на цветовом круге, но на его основе можно получить множество интересных и полезных цветов. Добавление черного и белого дает базовые оттенки, а добавление серого значительно разнообразит палитру. Пропорции цветов и принадлежность их к холодной или теплой палитре оказывают существенное влияние на результат.